?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
12. Павел Борисов: интервью, март 2009 г.
bass_news, бас-гитара
bass_news

Фото - Дмитрий Саулин

10 фактов о бас-гитаристе Павле Борисове ( гр. «ДДТ»):

1. Свой первый бас сделал сам.
2. Основной инструмент: Music Man Stingray 5, 1994 года.
3. Первый профессиональный инструмент: японский Ibanez Roadster, 1988 года.
4. Следующим инструментом в коллекции Павла Борисова будет бас Zon.
5. Fender Jazz Bass, 1973 года предпочитает записывать в линию.
6. Три любимых инструмента: Fodera, Music Man, Modulus.
7. Бас Fodera Emperor II приобрёл в Чикаго в 2007 году.
8. Считает наиболее удобными для себя пятиструнные бас-гитары.
9. На все свои инструменты устанавливает струны DR.
10. Предпочитает усилители и кабинеты фирмы Ampeg.




Наша долгожданная встреча состоялась, за что хотелось бы, в первую очередь, поблагодарить Павла Борисова и всех музыкантов, оставивших свои вопросы для этого интервью. Для встречи было выбрано место в центре Санкт-Петербурга – «Студия ДДТ», где проходят репетиции этой легендарной группы.
Чтобы Павлу не было скучно, для него были подготовлены самые непростые и каверзные вопросы. Впрочем, встреча проходила, как это принято говорить, в лёгкой и непринуждённой обстановке: Павел расположился в «басовом уголке» репетиционной комнаты, где живут бас - гитары, басовые комбики, басовые усилители, басовые кабинеты, басовые предусилители и т.д., и на протяжении всего интервью создавал звуковое оформление для вопросов-ответов: играл на своём новом шестиструнном безладовом басу Modulus.

Добрый день, Павел! Лейтмотивом нашей встречи является одна из лучших в мире бас - гитар – легендарная Fodera, поэтому первые вопросы будут о ней. Где и когда Вы приобрели бас Fodera?

Добрый день! В сентябре 2007 года, в Чикаго. Покупал даже не я, а моя знакомая из Америки, она нашла бас в Интернете. Искали долго, поскольку покупать на фабрике оказалось дороговато. В итоге нашли одного профессионального музыканта, который продал свой инструмент. Затем бас привезли ко мне, в Петербург.

Бас-гитара Фодера. С чем связан ваш выбор?

На самом деле, я раньше никогда не пробовал играть на Fodera – полюбил её «авансом», как, наверное, многие члены вашей группы (прим. группы Fodera vkontakte). Когда представилась возможность, я заказал такой инструмент.

Павел, в Вашей коллекции есть инструменты серьёзных и уважаемых басовых брэндов. Бас-гитара Fodera – это Ваш основной инструмент или одна из «рабочих лошадок»?

Нет, не основной. Мой основной инструмент – Music Man Stingray 5, 1994 года.

Вы не могли - бы немного рассказать о спецификациях Fodera: модель, дерево корпуса и грифа, звукосниматели, предусилитель, регулировки: потенциометры и переключатели?

Модель – Emperor II, по каталогу завода – 9300 $, я купил немного дешевле.
Корпус – maple top, back, veneer, ash body
Гриф – ash, ebony fingerboard with abalone inlays
Мензура – 35’’
Лады – medium
Датчики – Seymour Duncan dual coil
Механика – Hipshot tuners, gold hardware
Предусилитель – Fodera / Pope preamps
Потенциометры - трёхполосный эквалайзер, мастер и тон в пассивном режиме, баланс датчиков; тумблеры - переключатель активного и пассивного режимов, режим ожидания в активе, отсечка катушек датчиков.

Это серийная модель или custome?

Эта модель не стоит на потоке, каждая гитара делается индивидуально. Её можно заказать для себя, можно найти сделанные на продажу, но это – не поточное производство. Насколько я знаю, дерево и комплектующие на Fodera устанавливают почти везде разные, два полностью одинаковых инструмента не найти.

Можно сказать, что каждый инструмент Fodera уникален?

Да.


Вы хотели приобрести именно Emperor II?
ОТВЕТ:
Да, именно эту модель я выбрал и заказал. Хотя, были предложения и за 16000$. Emperor II – модель бюджетная, более или менее.

Вполне бюджетная для петербургского бас-гитариста? (общее оживление и смех)
Сегодня, в воскресенье 29 марта Россия перешла на летнее время. Бас - гитары тоже реагируют на смену времён года, но по-своему: гриф начинает «вести». Как часто на Fodera приходится корректировать настройки: прогиб грифа, мензуру и высоту струн?


После установки нового комплекта струн приходится немного подстраивать, буквально чуть-чуть. Fodera очень хорошо держит строй – можно отстроить в сентябре - и в январе всё будет в порядке.


Поговорим о Ваших инструментах и оборудовании. С каких инструментов начинал Павел Борисов? Ваш первый бас?

Первый бас я сделал своими руками, когда учился в школе. Из куска дерева.

Это была копия какой-то модели?

Совсем нет. Сами придумали, нарисовали, выпилили, приделали какой-то гриф. А потом, классом старше, я купил себе «Орфей» и был счастлив!

«Орфей» - скрипочка?

Да, но скрипочка-доска, а не полая. Сейчас у меня есть такая дома, в коллекции. Нашёл.

Ваш первый профессиональный инструмент?

Ibanez Roadster, 1988 года, японец, ладовый, четырёхструнный. Хороший был инструмент, без особых изысков, но достаточно стабильный.

На каких басах играть не приходилось, но хотелось - бы?

Хотелось - бы поиграть на Tobias и Zon. Очень нравится Ken Smith и Alembic. Ken Smith – изумительная гитара, сама играет. Но применение ей найти сложно, она хороша, наверное, для джаз - рока.

Узкоспециализированный инструмент? Для «умной» музыки?

Наверное, да.

А если вернуться к Fodera – как часто используете этот бас на сцене и для записи?

Весь прошлый сезон я отработал на Fodera как на основном инструменте, записал несколько разных альбомов. Хотел испытать бас в разной музыке – играл и фанк и диксиленд, всё что угодно. Однажды случилось так. Мы играли в трио с гитаристом и Олегом Кувайцевым (прим. Олег Григорьевич Кувайцев – саксофонист, кларнетист, аранжировщик, участник оркестра «Саксофоны Санкт-Петербурга» и многих других проектов на петербургской джазовой сцене, руководитель «Ленинградского диксиленда» - одного из самых популярных в СССР и странах Восточной Европы джазовых коллективов 60-х; трижды выступал на самом крупном американском фестивале традиционного джаза в столице Калифорнии Сакраменто). Перед концертом у меня упал контрабас – от него отлетел гриф и весь концерт я отыграл на Fodera. Бас Fodera, акустическая гитара и саксофон – вот такое трио. Мы играли традиционные джазовые вещи. Было забавно.

Какое оборудование для усиления и обработки Павел обычно использует на большой сцене? Схема подключения на концерте?

Вариантов и схем подключения много. При этом я стараюсь не использовать много оборудования. Иногда играю через предусилитель/дибокс SansAmp Bassdriver, компрессор или через дисторшн Boss. На некоторых концертах использую разделение: один комбик – чистый звук, другой – с перегрузом. Удачное решение для баса и на записи удобно сводить.
Часто приходится и в линию играть. Кстати, мой Fender Jazz Bass 1973 года записываю прямо в пульт, а не через предусилители или дибоксы. Получается гораздо лучше.
На больших площадках играю через колонки и усилители Ampeg. Ламповые. Есть, говорят, хорошие транзисторные, но мне транзисторные не нравятся. Вроде то - же самое, а дыхание совсем другое. И комплект ламп должен быть хорошо подобран.

Часто приходится этим заниматься – подбирать лампы?

Звуковое оборудование выставляют организаторы, по техническому райдеру. Мы играли где-то в Канаде – там были совсем дрова, хотя – тот-же самый Ampeg. Пришлось звонить организаторам и они привезли другой Ampeg, из магазина.
Ampeg, на мой взгляд, для баса – самое лучшее.

А Gallien-Kruеger?

У меня есть одна модель, Gallien-Krueger MicroBass, очень нравится, скоро попробую использовать на записи. Хорош для «точной» работы. Например, усилитель, который стоит здесь (прим. Eden) – сложен в управлении, много настроек. Один раз звук нашёл – обратно не вернёшься. А Gallien-Kruеger абсолютно адекватно передаёт голос инструмента. В изумительном качестве усиливает тот звук, который в него пришёл, не добавляя ничего «от себя». Если есть хороший инструмент – не надо ничего улучшать!

Секрет звука Павла Борисова – хороший инструмент и минимум оборудования?

Совершенно верно.

Три любимых инструмента Павла Борисова из коллекции инструментов Павла Борисова?

Fodera, Music Man, Modulus.

Самый актуальный басовый вопрос. Какие струны предпочитает Павел Борисов?

Струны DR. Пробовал разные комплекты DR, пока не остановился на каком-то одном.

От партии к партии?

От фабрики к фабрике, от магазина к магазину. Я стараюсь в Америке приобретать или заказывать, по крайней мере. В последнее время здесь вообще не покупаю.

Существенная разница?

Разница фантастическая. Тот - же самый комплект звучит абсолютно иначе, рассказывают, что некоторые инструменты просто перестают звучать.

Есть мнение, что даже в высококлассных - топовых инструментах часто требуется замена электроники. Что Вы скажете по этому поводу?

Наверное, иногда требуется. Я, на самом деле, не совсем согласен. В высококлассном инструменте, как правило, хорошо всё. Может быть, только потенциометры нужно менять время от времени. Однажды я, правда, поменял датчики на одном из инструментов – купил их в Сан-Франциско. Когда через несколько лет оба датчика вылетели, я установил обратно штатные звукосниматели и был приятно удивлён: как здорово всё звучит!

Какие техники игры использует Павел Борисов? Какими из них больше нравится играть?

А какие есть? На самом деле, конечно – по необходимости. Поскольку я играю в разных коллективах семь дней в неделю. Как я понимаю – основная функция басиста, всё-таки, быть поддержкой, а не солистом. Нужно грамотно исполнять свою роль, точнее выразить то, что задумано. Поэтому, какая техника нужна – такая и будет, можно сыграть и носом, если понадобится. Слэп, медиатор, пальцы, тэппинг – важно не это, а то, что необходимо в конкретном музыкальном контексте. А вообще, конечно, музыкант должен уметь всё.

Существует - ли универсальный бас для музыканта, востребованного в разных стилях и направлениях или удел профессионала – иметь несколько инструментов?

Конечно это не удел, это в какой-то степени прихоть – иметь несколько инструментов. Универсальные басы? Есть такие. Например, для меня это Music Man Stingray 5. За одиннадцать лет я научился использовать его где угодно, знаю что с ним нужно сделать, чтобы играть в любом стиле.

Какая фирма-производитель бас - гитар является недооцененной?

Zon. Явно стоит меньше, чем заслуживает. Вполне универсальный инструмент.

Кто из зарубежных или отечественных басистов порадовал или приятно удивил Павла Борисова в последнее время?

Многие нравятся. Из молодёжи: Лёша Любчик, Рома Невелев, Андрей Светлов. Что касается заграничной выучки – они все там мастера хорошие. Они могут мало играть, но играют ровно столько, сколько нужно. А это для басиста – главное.

Значит, наша басовая школа существенно отличается от заграничной?

У нас нет никакой басовой школы. Контрабасовая – может быть.

Как складываются Ваши отношения с контрабасом?

Играю пять лет. Учился сам, даже никого из знакомых контрабасистов не просил помочь. Покупал пособия, искал материал в Интернете. Первый раз – в Ледовом дворце я сыграл через год после того как купил контрабас. Нужно было что-то сыграть с Юрием Шевчуком, четыре или пять номеров – был сборный концерт. Я вылез с контрабасом, десять тысяч народу, вроде нормально сыграл – премьера состоялась. Записал на контрабасе немало пластинок. Много менял, экспериментировал, врезал колёсики в подставку. Контрабас чешский, подзвучка – Fishman Full Circle, предусилитель – Fishman Platinum.

Кто из контрабасистов Вам наиболее интересен?

Многие, Бромберг (Brian Bromberg), например. Фантастический человек, с другой планеты. Правда его гитарные изыски, на мой взгляд, это музыка для кинофильмов. Здорово, технично, но не трогает. Как контрабасист он более выразителен.

Павел, позвольте в заключение беседы поздравить Вас с Днём рождения и пожелать творческих успехов, САУНДА – с большой буквы, а также - самых лучших и благодарных слушателей!
Наш заключительный вопрос: какая музыка поднимает Вам настроение?


Хорошая! Любая. Настоящая! В музыке, как и везде, есть хорошие и плохие образцы. Я слушаю разную музыку – от панка до романсов, всё что угодно. И играть мне нравится любую музыку, лишь - бы она была живая.

Что Павел Борисов желает начинающим басистам?

Заниматься, снимать, слушать, ходить на концерты и играть как можно больше! Не думать о том – «моя эта музыка» или «не моя». Очень важно найти грамотного преподавателя. А вообще - начинающим сейчас очень повезло, у них столько информации сейчас – нам и не снилось.



29 марта 2009 года
Санкт-Петербург, студия ДДТ
Текст интервью: Александр Кропотов,

Ссылки:
Официальный сайт гр. ДДТ
Группа в контакте. посвященная Fodera